Региональная конференция
Конференция проводилась по инициативе кафедры педагогики и психологии начального образования ВГСПУ и МОУ СШ № 27 Тракторозаводского района г. Волгограда.
Цель - презентация результатов исследований и педагогического опыта региональных инновационных площадок, занимающихся апробацией форм и методов формирования читательской и социальной функциональной грамотности школьников.
В конференции принимали участие более 100 человек из Волгограда, Волжского, Дубовки и ряда районов Волгоградской области. Все мероприятия конференции проводились в формате онлайн-оффлайн.
В первый день конференции прошло пленарное и секционные заседания. Участников конференции приветствовал проректор по научной деятельности Сергей Юрьевич Глазов, доктор физико-математических наук, профессор. Сергей Юрьевич подчеркнул актуальность проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Марина Владимировна Николаева, зав.каф. педагогики и психологии начального образования, директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогов, д. п. н, проф., в своем докладе осветила методологические основы формирования функциональной грамотности у обучающихся, подчеркнув важность реализации системно-деятельностного подхода в образовании.
Людмила Петровна Кулина, директор МОУ СШ № 27 г. Волгограда, раскрыла историю развития категории «функциональная грамотность» и представила опыт региональных инновационных площадок.
Юлия Захир, заместитель главного редактора АО «Издательство «Просвещение», сделала доклад на тему «Инструменты формирования функциональной грамотности школьников», показав методические и цифровые ресурсы сопровождения учителей по вопросам формирования функциональной грамотности школьников.
Анатолий Анатольевич Сергеев, к.п.н., доцент научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО ВГАПО, осветил вопросы формирования читательской грамотности у детей.
На секциях педагоги представили свои педагогические наработки по формированию и оценке читательской и социальной грамотности школьников в учебной и во внеучебной деятельности (формирование читательской грамотности на уроках физики, формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ, технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования, формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие креативных способностей на уроках, проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и школы, формирование информационной компетентности младших школьников и др.).
Во второй день конференции педагогами школы № 27 на базе кванториума ВГСПУ для студентов были проведены мастер-классы «Техники и приемы взаимодействия с родителями» (Жабина Е. С., учитель начальных классов), «Эффективные приёмы формирования естественнонаучной грамотности» (Трофимова А.В., учитель географии и биологии, и Дунаева Е.С., учитель химии и биологии), «Развитие критического мышления как характеристика читательской грамотности» (Борисова С.В., учитель истории). Студенты познакомились с технологией проведения мастер-класса как формой презентации педагогического опыта и конкретными методами, приемами формирования функциональной грамотности школьников.
Подведя итоги работы конференции, участники проявили заинтересованность в развитии обмена педагогическим опытом в области реализации современных педагогических технологий и воспитательных практик средствами on-line форумов, вебинаров, семинаров, научно-практических конференций.